|
|
Лозова
с. Лозова, Шаргородський р-н,
Вінницька область.
Показати на мапі
Дмитро Малаков пише: "В селе Лозовая,
живописно раскинувшемся на берегах запруженной одноименной речки, стоят в обрамлении старых акаций две деревянные церкви.
Одна из них, скрытая от глаз сельской застройкой и зеленью, находится недалеко от плотины с водяной мельницей в
конце сельской улицы, поднимающейся в гору. Там, уже в поле, за стеной кукурузы и подсолнухов и стоит
Николаевская церковь (1752), перевезенная, как говорят старожилы, из Шаргорода, когда
село Лозовая разрослось в эту сторону"
[Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М., Искусство, 1988, с.105].
Старша з двох церков Лозової, Покровська, розташована в самому центрі села.
|
|
|
Фото Дмитра Антонюка, серпень 2008 р.
Фото Миколи Жарких, 1996 р.
[Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М.,
Искусство, 1988, с.106-108]:
Это все тот же тип подольской деревянной церкви, что и в
Слободе-Шаргородской.
Однако здесь уже над каждым из трех квадратных срубов поставлен невысокий
восьмерик, увенчанный осадистым шлемовидным куполом, мягко и незаметно
перепоясанным понизу. Восьмерики поставлены плотно, создавая единый, пластично
проработанный объем. Венчают сооружение луковки главок на точеных фонариках.
По периметру всех трех срубов, средний из которых по обычаю шире крайних,
устроен широко свешивающийся пояс (опасанье), опирающийся на кронштейны.
Его назначение — отвести дождевую воду дальше от фундамента.
Одним из любимых, повсеместно почитаемых святых на Украине считался Микола
(Николай), хранящий от пожаров, помогающий странствующим и путешествующим,
покровительствующий морякам и плотникам. На фронтоне более позднего притвора
с гранеными стеклянными фонарями по углам изображен масляными красками в полный
рост Микола, слева от него — крошечная церковка, трехъярусная, привычных для
Украины очертаний, а справа — аллегорический корабль спасения — парусник,
лихо мчащийся по волнам «житейского моря». Для усиления эффекта сельский
живописец «плеснул» волнами прямо к ногам святого.
Деревянная трехъярусная колокольня стоит отдельно, с восточной стороны
церковного подворья, что хотя и является некоторым отступлением от традиции,
но вполне объяснимо самим расположением церкви, обращенной канонически главным
фасадом и входом на запад, а здесь — в поле; подходы к храму из села — с
противоположной стороны, где и поставлена колокольня.
[ПГА, т.2, с.40]:
:
По преданию перевезена из Шаргорода. Интерьер церкви перестроен в 1796 г.
В 1862 г. к восточной части пристроено с севера прямоугольное в плане помещение.
Деревянная, трехсрубная,
трехглавая, с поддашием на приставных кронштейнах. Основные срубы одной высоты,
перекрыты шатровыми главами с перехватами на высоких восьмериках с одним заломом
и завершены маковками. В компоновке масс подчеркнута приземистость храма, усиленная
горизонтальным ярусным членением. В интерьере высотное пространство всех объемов
открыто до основания главок. Бабинец отделен от центрального сруба арочным вырезом.
На восток от церкви расположена деревянная квадратная в плане, трехъярусная
(четверик на четверике), завершенная восьмигранным шатром с перехватом, увенчанным
фонариком, колокольня.
Оба сооружения, окруженные низкой деревянной и частично каменной оградой,
образуют ансамбль памятника подольской школы народной архитектуры.
[Зінченко А.Л. Акти візитації монастирів і костьолів
18 - 1 п.19 ст. як історичне джерело. - "Подільська старовина", Вн., 1993 р., с.211]:
Стосовно іншої лозовської церкви в честь Миколи Мірлікійського візита вказує на дату
благословення єпископа А.Шептицького - 1733 р. Є.Сіцинський пише про те, що церква
ця була збудована коштом княгині Любомирської 1752 р.
© 2007-2009, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Видання про дерев'яні храми Вінничини
і бібліографія до нього
Церкви
Шаргородського р-ну в базі даних "Храми Поділля"
| |
| |
[an error occurred while processing this directive]
|