[Малаков Д.В. По Брацлавщине. М., Искусство, 1982, с.120-122]
:
Следы валов, рвов, въездных ворот легко угадываются на вершине утеса, нависшего над рекой.
В 1764 году камень дворца пошел на устройство фундаментов и ограды деревянной церкви
Рождества Богородицы, поставленной рядом с древним городищем.
Церковь в Печере того же типа, что и винницкая или
ганщинская. От последней ее отличает
несколько повышенный первый ярус и отсутствие навеса. Со временем гонтовую кровлю
заменила железная, а к западному и южному фасадам были пристроены ампирные тамбуры с
полуколонками и фронтончиками - в духе времени (1838).
Интерьер печерского храма раскрыт на всю высоту, но в декоративном отношении уступает
ганщинскому. Привлекает внимание гризайльная роспись, выполненная в 1830-е годы в виде
архитектурных мотивов на внутренней поверхности второго яруса навы, колоритны гротескные
орнаменты в серо-сиреневых тонах на плоскостях срезанного шатра. Очень живописна
колокольня (1865), поставленная отдельно по оси храма, с западной стороны. Осыпавшаяся
штукатурка обнажает камни, взятые из разобранного господарского дворца.
Потемневшие от времени камни придают колокольне несколько архаический вид.
Конструктивное решение этой восьмиугольной двухъярусной башни во многом восходит к
традициям народной деревянной архитектуры.
Рядом с церковью, на мягком травяном ковре белеет крест, высеченный из цельного камня.
Серый лишайник с каждым годом все плотнее, все шире покрывает его поверхность с неровными
буквами контррельефа: «Сие знамение креста сооружа раб божий...», а на обороте -
«Року Божого 1786 мца мая дня 30». Любопытная деталь: по давней привычке резчик вытесал
первую цифру года в виде буквы «а», а не единицы. Форма креста обусловлена технологией
изготовления, учитывавшей как наименьшие затраты труда, так и требования заказчика:
прочность и максимально насыщенный текст, в котором нужно было сообщить множество
сведений и для которого нужна была большая площадь.
Річка Південний Буг біля села Печера. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік
Печера. Церква Різдва Богородиці 1764 року.
Акварель Георгія Малакова, 1955 рік
Гога ("домашнє" ім'я Георгія) на етюдах у Печері.
Рисунок Георгія Малакова. Туш, перо. 1956 рік
Берег Південного Бугу. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік
[ПГА, т.2, с.32,34]:
Церковь Рождества богородицы 1764 г. и колокольня, 1865 г. Находятся на месте замка,
построенного здесь в период 1682 - 1685 гг. В 1838 г. к церкви с запада, а в 1869 г.
к центральному срубу с юга пристроили кирпичные притворы, акцентированные четырехколонными
деревянными портиками с треугольными фронтонами.
Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Все срубы восьмигранные в плане со значительным
наклоном стен внутрь, перекрыты шатровыми главами на восьмериках с одним заломом,
увенчаны декоративными главками. В интерьере эффект высотного раскрытия внутреннего
пространства иллюзорно усиливается благодаря резкому залому, очень узким боковым граням
восьмерика и наклону стен внутрь. Бабинец соединяется с центральным объемом двухъярусной
аркой-вырезом. Верх украшен альфрейными росписями XIX в.
Компоновкой масс с преобладанием вертикальных членений, строгим силуэтом, совершенными
пропорциями памятник относится к характерным произведениям подольской школы народной
деревянной архитектуры.
В ансамбле с церковью сооружена кирпичная, двухъярусная, восьмигранная в плане колокольня,
не имеющая завершения.
|