To the homepage
    home


     Vinnytsya region
Vinnytsya

         Haisyn district

Mykhailivka

         Illintsi district

Dashiv

         Koziatyn district

Soshans`ke

         Mohyliv-Podil's'ky district

Mohyliv-Podil's'ky
Suhaky
Tropove

         Sharhorod district

Holynchyntsi
Konatkivtsi
Lozova-1
Lozova-2
Sloboda-Sharhorods'ka

         Tomashpil` district

Markivka

         Tul`chyn district

Kirnasivka
Pechera

         Tyvriv district

Dovhopolivka

         Vinnytsya district

Luka Meleshkivs`ka
Prybuz`ke
Voronovytsia


Landscape of the South Buh and Nativity of the Blessed Virgin church in Pechera. 
Photo by Petro Vlasenko, http://ua.vlasenko.net, 2005

Two decades passed between the two shots. Nativity of the Blessed Virgin church on the South Buh. Photo by Petro Vlasenko, 2005, (above) and Mykola Zharkikh, 1986, (below)

Church and the Buh river. View from the bridge over the Buh.
(Mykola Zharkikh's archive, negatives collection, № 893-10. 11.07.1996)

Pechera


Pechera, Tul'chyn district, Vinnytsya region. Show on map

Про історію і пам'ятки Печери (Печерський парк, мавзолей Потоцьких - маленький шедевр роботи архітектора Городецького, старовинний німецький млин на Південному Бузі та інші) читайте у Дмитра Малакова: [Малаков Д.В. По Брацлавщине. М., Искусство, 1982, с.112-125].

         Nativity of the Blessed Virgin church, 1764, and belfry, 1865

Nativity of the Blessed Virgin church in Pechera.
Photo by Olena Krushynska, 2002

Nativity of the Blessed Virgin church and belfry, photo 2002

Nativity of the Blessed Virgin church in Pechera.
Photo by Serhiy Kiforenko, 2005

Photo by Serhiy Kiforenko, 2005

The church is situated in a fanastic place which is literally one of the best in Ukraine. People liked a grassy plateau atop a high hill on the bank of the South Buh river at all times. There was a big settlement at this strategically advantageous place long ago. And somewhere in the depth of the rocky hill entrances to the ancient refuge caves are hidden; actually, the town borrowed its name from them (Ukrainian "pechera" means "cave"). At the same plateau, quite close to the place where the church is now situated, the Moldovian prince Duca built his castle. After a revolt in Moldova, however, Duca had to flee away; his successor, Yuriy Khmel'nyts'kyj who was appointed by the Turks transferred his residence to Nemyriv. The masonry castle abandoned by Duca fell

into decay rather soon, and in 1764 the stones were used to construct a foundation and a fence around the church of the Nativity of the Blessed Virgin; a century later a belfry was built of the same stones. So it is not strange that the belfry resembled not a sacral building but rather a defensive tower. At least, it was what we saw on our coming to Pechera in August 2002.


Church and belfry ruins in Pechera

Church and belfry ruins in Pechera. By Anatolij Krushynsky, 2001

Nativity of the Blessed Virgin church in Pechera.
Photo by Serhiy Dement`ev, September, 2006

Photo by Serhiy Dement`ev, September 2006

From pictures taken later we can conclude that the belfry was completed, roofed with tin and plastered. Unfortunately, a unique tonality of a neat church near a "wild", massive tower of belfry has been lost.
At the time of our visit an artist was working on creating quite new paintings inside the church.

Stone cross in the yard. Photo by Olena Krushynska, 2002

Stone cross (1786), described by Malakov

View of the hill with the church from the South Buh. Photo by Olena Krushynska, 2002

View of the hill with the church from the South Buh. Photo by Olena Krushynska, 2002


Before restoration the belfry resembled a defensive tower. Photo by Olena Krushynska, 2002

Before restoration the belfry built of the remnants of Duca's castle resembled a defensive tower. 2002.

View at the South Buh from the hill where the site of an ancient settlement and the church are situated.
Photo by Olena Krushynska, 2002

View of the South Buh studded with boulders from the hill where the church is situated

Photo by Olena Krushynska, 2002

Another Pechera landscape


Photo by Dmytro Antonyuk, August, 2008

Photo by Dmytro Antonyuk, August, 2008


Nativity of the Blessed Virgin church (1764) and belfry (1865)
[D.V.Malakov, Around Bratslavschyna. Moscow: Iskusstvo, 1982, p.117] [Малаков Д.В. По Брацлавщине. М., Искусство, 1982, с.120-122] :
Следы валов, рвов, въездных ворот легко угадываются на вершине утеса, нависшего над рекой. В 1764 году камень дворца пошел на устройство фундаментов и ограды деревянной церкви Рождества Богородицы, поставленной рядом с древним городищем.
Церковь в Печере того же типа, что и винницкая или ганщинская. От последней ее отличает несколько повышенный первый ярус и отсутствие навеса. Со временем гонтовую кровлю заменила железная, а к западному и южному фасадам были пристроены ампирные тамбуры с полуколонками и фронтончиками - в духе времени (1838).
Интерьер печерского храма раскрыт на всю высоту, но в декоративном отношении уступает ганщинскому. Привлекает внимание гризайльная роспись, выполненная в 1830-е годы в виде архитектурных мотивов на внутренней поверхности второго яруса навы, колоритны гротескные орнаменты в серо-сиреневых тонах на плоскостях срезанного шатра.
Очень живописна колокольня (1865), поставленная отдельно по оси храма, с западной стороны. Осыпавшаяся штукатурка обнажает камни, взятые из разобранного господарского дворца.
Потемневшие от времени камни придают колокольне несколько архаический вид. Конструктивное решение этой восьмиугольной двухъярусной башни во многом восходит к традициям народной деревянной архитектуры.
Pechera. Stone cross. 1786
[D.V.Malakov, Around Bratslavschyna. Moscow: Iskusstvo, 1982, p.118] Рядом с церковью, на мягком травяном ковре белеет крест, высеченный из цельного камня. Серый лишайник с каждым годом все плотнее, все шире покрывает его поверхность с неровными буквами контррельефа: «Сие знамение креста сооружа раб божий...», а на обороте - «Року Божого 1786 мца мая дня 30». Любопытная деталь: по давней привычке резчик вытесал первую цифру года в виде буквы «а», а не единицы. Форма креста обусловлена технологией изготовления, учитывавшей как наименьшие затраты труда, так и требования заказчика: прочность и максимально насыщенный текст, в котором нужно было сообщить множество сведений и для которого нужна была большая площадь.



Наведений вище опис Печери належить Дмитру Васильовичу Малакову. Він ще з дитинства неодноразово відвідував Немирів і сусідню Печеру, часом - із старшим братом Георгієм. Заслужений художник України Георгій Васильович Малаков (1928-1979) залишив чимало акварелей і рисунків мальовничого Поділля, зокрема, і Печери, де малював скелі, пороги на Південному Бузі, дерев'яну церкву, мавзолей Потоцьких роботи архітектора Городецького в колишньому панському маєтку.
Малюнки публікуються на нашому сайті з дозволу Д.В.Малакова.

Річка Південний Буг біля села Печера. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік

Річка Південний Буг біля села Печера. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік


Печера. Церква Різдва Богородиці 1764 року. Акварель Георгія Малакова, 1955 рік

Печера. Церква Різдва Богородиці 1764 року. Акварель Георгія Малакова, 1955 рік


В одному з листів з Немирова 1957 року Георгій Малаков пише: "Було свято Покрови і нам пощастило здійснити давнє бажання - побувати всередині дерев'яної церкви. Церковця, що переступила за друге сторіччя, всередині дуже цікава - стіни цілковито гладкі і тільки розписані під ліплені прикраси: вікна всередині обрамовані намальованим об'ємним орнаментом, у центральній бані - теж розпис, що передає декоративні касети. Іконостас являє собою безліч ікон, які ми часто бачимо в хатах у красному куті. Всі вони прикрашені вишитими рушниками. Йшла відправа, і були ми помазані миром, додержуючись всього ритуалу".

Гога на етюдах у Печері. Рисунок Георгія Малакова. Туш, перо. 1956 рік

Гога ("домашнє" ім'я Георгія) на етюдах у Печері.
Рисунок Георгія Малакова. Туш, перо. 1956 рік

Берег Південного Бугу. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік

Берег Південного Бугу. Акварель Георгія Малакова, 1956 рік



[ПГА, т.2, с.32,34]: Церковь Рождества богородицы 1764 г. и колокольня, 1865 г. Находятся на месте замка, построенного здесь в период 1682 - 1685 гг. В 1838 г. к церкви с запада, а в 1869 г. к центральному срубу с юга пристроили кирпичные притворы, акцентированные четырехколонными деревянными портиками с треугольными фронтонами.

Общий вид. [ПГА, т. 2, с. 33]

Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Все срубы восьмигранные в плане со значительным наклоном стен внутрь, перекрыты шатровыми главами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными главками. В интерьере эффект высотного раскрытия внутреннего пространства иллюзорно усиливается благодаря резкому залому, очень узким боковым граням восьмерика и наклону стен внутрь. Бабинец соединяется с центральным объемом двухъярусной аркой-вырезом. Верх украшен альфрейными росписями XIX в.
Компоновкой масс с преобладанием вертикальных членений, строгим силуэтом, совершенными пропорциями памятник относится к характерным произведениям подольской школы народной деревянной архитектуры.
В ансамбле с церковью сооружена кирпичная, двухъярусная, восьмигранная в плане колокольня, не имеющая завершения.






© 2007, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.







Стаття автора сайту "Роскошный Тульчин и романтичная Печера" в "Газете по-киевски"

Видання про дерев'яні храми Вінничини і бібліографія до нього
Церкви
Тульчинського districtу
в базі даних
"Храми Поділля"

[an error occurred while processing this directive]