Фото Дмитра Антонюка, серпень 2008 р.
Фото (2005 р.)
та інформація з сайту
http://www.shargorod.com:
Храм построен в 1758 году стараниями мещан г. Шаргорода и жителей
окрестных сёл. До революции храм Рождества Богородицы был
знаменит своим 2-ярусным иконостасом с иконами греческого
письма. В 1860 году священником о. Петром Янковским при храме
была открыта церковно-приходская школа. Тяжёлые испытания 30-х
годов ХХ века не миновали священства и прихожан храма. Последним
священником перед тем, как храм был закрыт властями, здесь служил
о. Антоний Сорочинский. 2 декабря 1937 года решением тройки НКВД
осуждён на 10 лет лагерей. В 1964 году о. Антоний был посмертно
реабилитирован.
[Малаков Д.В. По Восточному Подолью. М.,
Искусство, 1988, с.104-105]:
А от прежних времен кроме столпа осталась еще деревянная церковь Рождества
Богородицы, построенная на средства прихожан в 1750 году.
Это сооружение, несмотря на сравнительно позднее время возведения, можно
отнести к наиболее раннему типу подольских деревянных храмов. Оно представляет
традиционную украинскую схему поставленных по оси восток — запад трех
квадратных срубов.
Стены среднего сруба, именуемого нава, наклоненные, как и
все другие стены, несколько внутрь — для придания большей устойчивости и
одновременно для создания впечатления большей высоты, — поднимаясь над свесом
кровли нижнего яруса алтаря и притвора-бабинца, за счет наклонно срезанных
углов переходят в восьмерик верхнего яруса. Суровым плоскостям, отвесно
зашелеванным досками с нащельниками нижнего яруса монументальных квадратных
срубов, противопоставлен плавно убывающий по высоте за счет заломов восьмерик,
увенчанный барочным куполом-баней с фонариком и главкой, словно вырастающий из
массива постройки. С запада к притвору пристроена колокольня, завершенная
аналогичного рисунка куполом. Такой прием — церковь и колокольня в одном
объеме — принесен сюда много позднее и не является характерным для Подолья.
Пути развития деревянного культового зодчества в крае прослеживаются в
соседних с Шаргородом селах, где сохранилось несколько таких построек.
Несмотря на единый инженерно-конструктивный принцип, церкви эти отличаются
и порой весьма существенно в объемно-пространственном и образном выражении.
[ПГА, т.2, с.40-41]:
:
Церковь Рождества богородицы, 1750 г. Перестроена и поднята на каменный
фундамент в 1877 г. Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с позднее пристроенными
помещениями и двухъярусной колокольней. Основные срубы - квадратные в плане;
прямоугольный сруб колокольни по ширине равен бабинцу. Центральный сруб перекрыт
восьмигранной шатровой главой, увенчанной изящной главкой на высоком восьмерике
с двумя заломами. Колокольня (вытянутый восьмерик на четверике) перекрыта главой
такого же абриса. В композиции масс господствуют вытянутые вверх пропорции основного
сруба и восьмериков. Внутреннее пространство динамично раскрыто ввысь, иллюзорно
повышено ритмом светотеневой игры заломов
и сужающимися кверху восьмериками.
Высокая
фигурная арка-вырез объединяет центральное пространство с бабинцем. В интерьере
настенная масляная живопись XIX в.
Памятник относится к оригинальным образцам подольской школы народной
деревянной архитектуры.
© 2007, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Видання про дерев'яні храми Вінничини
і бібліографія до нього
Церкви
Шаргородського р-ну в базі даних "Храми Поділля"
|