|
|
Вінниця
Vinnytsya.
Show on map
Про історію і пам'ятки міста читайте у Дмитра Малакова:
[Малаков Д.В. По Брацлавщине. М.,
Искусство, 1982, с.14-50].
|
|
St. Nicholas church ensemble: church (1764), belfry (19th c.) patterned upon a corner fortress tower,
masonry fence and gate. Photo from http://www.oko.kiev.ua, 2006 р.
Photo by Serhij Klymenko, 2004
|
A stone foundation was laid under the church in the 19th century; a belfry with the masonry lower tier typical for
Podillya belfries and wooden upper tiers of the framework construction was built nearby.
Photo from http://www.oko.kiev.ua, 2006 р.
|
|
[Малаков Д.В. По Брацлавщине. М.,
Искусство, 1982, с.28-30]:
В застроенном тремя католическими монастырями, многочисленными заезжими дворами и
лавками Новом городе в XVIII веке не нашлось места для приходской церкви, и ее
поставили за рекой, в Старом городе, ниже той горы, где находился первый замок.
И теперь стройный силуэт, напоминающий трехмачтовый парусник, «плывущий» среди крыш и
садочков на склонах левого берега Буга, заметен издалека.
Церковь Миколы рублена из дубовых колод, как гласила традиционная надпись на косяках
входной двери, «старанием ктитора Антона Постельника во имя отца и сына и святого духа
аминь. Сооружися храм сей святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля
11 дня». Церковь сохранилась.
Это замечательный образец развитого к тому времени до высокой степени совершенства
характерного украинского типа трехчастных церквей. Три сруба, собранные в компактный
объем, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика. Чуть наклоненные внутрь стены
перехвачены по высоте горизонтальными членениями, делящими весь объем на ярусы. Первый
невысокий, в рост человека ярус опасання, то есть опоясывания, - навес над аркадной
галереей. Он предназначен для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит
как укрытие в непогоду. Второй ярус - от кровли опасання до карниза полукруглой крыши
срезанного шатра - самый высокий. Здесь в среднем срубе устроено большое, в форме
прямого креста окно. Еще выше следует второй ярус восьмериков, снова под округлыми
крышами срезанных шатров, крытыми раньше гонтом, а теперь железом; и, наконец,
маленький восьмерик - глухой барабанчик под главкой, увенчанной ажурным, тонкой
кузнечной работы четырехконечным крестом, по давнему обычаю поставленным на полумесяц.
Еще виртуознее выполнен кованый прямой восьмиконечный крест над небольшой
колокольней-башней, ровесницей самого храма. Двухъярусный, квадратный в плане
деревянный сруб колокольни, не зашелеванный досками, завершен шатром с главкой и
вставлен в мурованные из гранита мощные угловые контрфорсы.
Крутой свес кровли, опоясывающей первый ярус, вместе со стремительным взлетом шатра
создают ощущение легкости, придают всему сооружению изящный, законченный пирамидальный
силуэт. Важная подробность, восходящая ко времени оборонительного церковного
зодчества: коло кольня поставлена не по оси храма, а на углу огражденного гранитной
стенкой церковного подворья, чтобы в случае нападения врагов колокольня могла служить
крепостной башней, из которой простреливаются две стены укрепления.
[ПГА, т.2, с.12]:
Николаевская церковь, 1746 г., и колокольня, XIX в. (Старый город, ул. Маяковского, 6).
О сооружении церкви свидетельствует надпись на резном наличнике южной двери. В XIX в.
подведен каменный фундамент. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Характерной
особенностью церкви является то, что срубы мало отличаются по высоте. Вокруг церкви
устроено опасание в виде аркады-галереи. С запада к памятнику примыкает невысокий
прямоугольный объем с четырехколонным портиком. Все срубы восьмигранные, перекрыты
барочными главами с перехватами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными
луковичными главками. В интерьере бабинец отделен от центрального сруба двухъярусной
аркой-вырезом простого, но выразительного рисунка. Внутреннее центральное пространство
раскрывается ввысь до основания главки. Во время реставрации 1970 г. восстановлены
форма и конструкции завершений, гонтовое покрытие, резьба на наличнике западной двери.
В первоначальных формах отреставрирована аркада-галерея. Памятник - один из лучших
образцов подольской школы народной архитектуры.
Миколаївська церква. План
План дзвіниці з брамою
Колокольня расположена на северо-запад от храма. Квадратная в плане, четырехъярусная,
первый ярус кирпичный, что характерно для колоколен Подолья, верхние - деревянные,
каркасной конструкции. Третий ярус в виде аркады-галереи. Завершена шатровой главой
барочных очертаний на восьмерике, увенчана декоративной главкой.
[Г.Г.Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы.
- К : 1905 г., с. 82-83]:
Церковь во имя св. Николая (табл. VII, 1) в предградии Винницы, известном у местных
жителей под названием Старого Города или Старой Винницы, трехкупольная, с „опасанием”
(открытой галлереей вокруг), выстроена из дубового дерева на каменном основании.
0 времени построения церкви указывается в надписи, вырезанной на косяках входной двери:
„Старанием ктитора Антона Постельника во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь.
Сооружися храм сей Святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля 11 дня”.
План церкви (рис. 50)
состоит из трех отделений, расположенных с запада на восток.
Небольшой притвор или паперть прямоугольной формы ведет в первый восьмиугольный сруб,
который соединяется широкой аркой с средним восьмиугольным помещением,
составляющим главную часть храма;
к нему примыкает третий восьмиугольник, предназначенный
для алтаря. Пол среднего сруба выше пола западного сруба на 4 вершка, солея в
свого очередь возвышаетоя над полом главного помещения на две ступени. Каждый из трех
срубов обделан в форме башни (рис. 51). Таким образом здание церкви, как и все
малорусские храмы, не только по плану, но и по своему внешнему виду разделяется
на три как бы самостоятельные части; каждая из этих частей представляет собою
опять-таки целый ряд поднимающихся восьмиугольных срубов. Купола внутри церкви имеют
шатровую форму, наружное же их покрытие приближается к форме луковицы [с. 83]. Впрочем
железная крыша церкви устроена, без сомнения, в новейшее время вместо древнего покрытия,
которое, вероятно, было из гонты.
Кругле вікно
Зруби нави і вівтаря
Восьмерик
| | |
Загальний вигляд
Брама
Верхи
Ліхтарик
| | | |
© 2007-2008, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Стаття про церкву (з "поправкою на православіє")
Видання про дерев'яні храми Вінничини
і бібліографія до нього
Церкви
Вінницького districtу в базі даних "Храми Поділля"
| |
| |
[an error occurred while processing this directive]
|