Химерні споруди Четфалви: католицький храм Святого Духа 1998-2001 рр. (на передньому плані)
і готичний реформатський храм XV ст. з дерев'яною дзвіницею XVIII ст.
Фото Олени Крушинської, травень 2008 р.
Стелю реформатського костелу у 1753 році оздобили 60-тю дерев'яними
дошками-кесонами із декоративними орнаментальними розписами
|
На одному з кесонів тесля залишив свій автограф: ім'я - "Шандор Ференц", і "логотип" - рубанок
|
[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. - М. : Искусство, 1971 г., с. 71]:
В 22 километрах от Берегова, не доезжая до села Вилок, мы сворачиваем в село Четово, в котором уже издали виднеется острый шпиль деревянной готической колокольни. К костелу подъезжаем со стороны апсиды и, только подойдя к нему вплотную, мы замечаем, что здесь не одна постройка, а две, расположенные на одной оси. Каменный готический костел XV века, состоящий из абсиды и нефа, обрывается высоким треугольным фронтоном.
Деревянная же колокольня, поставленная вплотную к нему у фронтонного фасада, построена в XVIII веке.
По своим архитектурным формам колокольня напоминает оборонительные башни Чехии, Германии. Нижний ярус башни шире верхнего и отделен от него наклонной крышей. В оборонительных башнях такая крыша имела функциональное назначение, от нее отскакивали бросаемые на осаждающих сквозь отверстия-машикулы в полу галереи различные предметы. В колокольне же в Четове галерея-подсебитье и наклонная крыша имеют уже чисто декоративный характер.
Одновременно с постройкой колокольни в 1753 году был расписан неф костела. Росписи в абсиде сделаны 20 лет спустя. Плоский потолок нефа разделен на 60 квадратов, в каждом из них нарисована орнаментальная композиция в народном стиле на белом, черном и охристо-красном фоне. Такое оригинальное перекрытие нефа воспринимается как пестрый ковер, сотканный руками народных рукодельниц.
[ПГА, т.2, с.172-173]:
РЕФОРМАТОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1753 г., И КОЛОКОЛЬНЯ, XVIII в. Сложена из камня на известковом растворе, снаружи и изнутри оштукатурена и побелена. В плане памятник представляет однонефную базилику с пятигранным хором, отделенным от нефа аркой стрельчатой формы. Юго-западный угол укреплен каменным контрфорсом. Перекрыта двускатной крышей крутого уклона. Хоры расположены у западной и северной стен на дубовых резных столбиках. Деревянный потолок разбит на кессоны, в которых написаны стилизованные растительные орнаменты. Росписи потолка в нефе и хоре датируются надписями соответственно 1753 и 1773 гг.
Вплотную к западной стене церкви примыкает колокольня. Ее архитектурные формы напоминают оборонные башни прошлых столетий. Деревянная, квадратная в плане, каркасной конструкции, двухъярусная. Первый ярус окружает опасание на столбиках с раскосами, обшитое досками. Второй ярус выполнен в виде высокой башни с подсебитьем, украшенным по низу резьбой и аркадой-голосниками вверху. Колокольню перекрывают четырехскатная крыша, перерастающая в высокий граненый шпиль, покрытый лемехом. Высота шпиля почти равняется высоте башни. Каркасная конструкция колокольни с 16-ю несущими опорами и бесчисленными раскосами и связями может быть отнесена к числу уникальных.
[Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. М.: Искусство, 1973. с. 122-126]:
В селе Четово находится храм XVIII в. с уникальными декоративными росписями на потолке. Еще издали с главной дороги виден силуэт его высокой башни с огромным шпилем.
Каменный храм расположен посреди большого села с плотной застройкой, которое сначала почти не видно из-за густой зелени садов. Рядом с ним стоит деревянная колокольня в виде оборонной башни.
Однонефный каменный храм XVIII в. имеет граненую апсиду. Наибольший интерес представляет его интерьер, вернее декоративные росписи его потолка. Ибо сам он скромный: белые стены, в нефе - лавки, в алтаре - обыкновенный стол вместо престола. Росписи перекрытия храма - одно из дивных произведений народного искусства. В нефе они исполнены в 1753 г., а в алтаре - в 1773 г. Потолки деревянные. Мастер Шандор Ференц выполнил плотничьи работы, а безымянный мастер - живописные. Эти росписи представляют большой интерес не только как уникальный памятник монументальной декоративной живописи, но и как свидетельство творческих связей украинского и венгерского искусства.
Село Четово - мадьярское село на украинской территории, поэтому естественным были здесь культурные контакты и взаимосвязи украинцев и венгров.
Потолок нефа разделен на квадраты по десять в длину и по шесть в ширину, которые чуть-чуть отличаются размерами один от другого, благодаря чему в разбивке отсутствует сухость и шаблон. Все шестьдесят квадратов заполнены декоративными орнаментальными композициями (илл. 73). В одном из квадратов помещена дата - 1753 г., а в другом - сделана надпись, в которой сообщается имя жертвователя и исполнителя- Шандора Ференца и изображен плотничий инструмент - рубанок.
Квадратные щиты из досок, украшенные живописью, уже в готовом виде без определенного порядка смонтированы на потолке. Вероятно, живописные работы велись таким образом. Сначала все поле щита закрашивалось белой или охристо-коричневой или черной краской. Затем, в зависимости от цвета фона, мастер исполнял на нем орнамент в определенной гамме: на темном фоне - светлых тонов, а на светлом - ярких и интенсивных.
Растительная орнаментация в каждом квадрате представляет собой совершенно самостоятельную композицию. Одни из них - их восемь - построены по двум осям симметрии, другие - их девятнадцать - по одной, наконец, одна композиция совершенно не имеет осей симметрии. Роспись потолка в целом производит впечатление громадной украинской плахты, в которой по рисунку в шашку компонуются отдельные квадраты.
Особенную красоту росписи придает матовая поверхность живописи, а также фоны квадратов: белый, глубокий бархатный черный и охристо-коричневый. Красные, белые, желтые, зеленые, охристо-розовые, серо-голубые и нежно-желтые орнаменты поражают своим разнообразием и неповторимостью. Их рисунки имеют аналогии не только с мотивами украшений упомянутого выше Евангелия XVII в. из Негровца, но и с росписями украинских хат, а также мысников, скрынь, посуды и других предметов обихода. Это обстоятельство указывает на источники, которыми пользовался и которыми вдохновлялся прекрасный художник-декоратор, оформивший потолок храма в Четове.
Росписи потолка в алтаре выполнены по светлому фону и не имеют того монументального характера, как росписи нефа; они суше и свидетельствуют о том, что декоративное искусство в XVIII в. начинает клониться к упадку.
Колокольня в Четове - шедевр плотничьего искусства. Ее каркасная конструкция не имеет себе равных среди деревянных сооружений подобного рода на Украине. Чтобы в этом убедиться, следует лишь войти под ее сень и посмотреть на ее «скелет», состоящий из шестнадцати несущих опор и бесчисленных раскосов и связей. Чтобы возвести такое здание, необходимо было иметь не только большой опыт, но и огромную художественную фантазию. Современные математические вычисления доказали, что инженерное решение этой колокольни, обеспечившее ее устойчивость, безукоризненно. Башня стоит прямо на земле, у нее нет ни вкопанных свай основания, ни фундаментов. Вместо них по периметру постройки расположен ряд камней, а на них - обвязка из бревен, на которую поставлены несущие столбы. Высота колокольни не превышает 30 м. Она простых кратких пропорций (ее венчание и собственно колокольня имеют отношение 1:1), но в пространственном восприятии кажется, будто завершение ниже. Низ этого сооружения представляет собой открытый каркас, защищенный от дождей широким опасаньем. Над ним поднимается стройная башня с декоративным подсябитьем, концы досок обшивки которого, имеющие фигурные вырезы, создают узорчатый рисунок на просвет. Над подсябитьем проходит аркатура из трехлопастных арочек, шатровая кровля которой по упругой кривой переходит в высоченный шпиль острого рисунка. У основания шпиля колокольни расположены четыре миниатюрные башенки с маленькими шпилями. Эти башенки создают контраст, зрительно увеличивают масштаб центрального шпиля и придают венчанию необычайную нарядность
© 2009, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Храм у Четфалві - туристично-маркове місце (ТМ №68)
|