Фото з книжки [Макушенко П.И. Народная деревянная архитектура Закарпатья
(XVIII - нач. ХХ в.). М., Стройиздат, 1976].
[Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. М.: Искусство, 1973. с. 64]:
В нескольких километрах в стороне от Ужка в селе Гусном находятся сооружения
XVII в. - храм св. Николая и колокольня. Плотник, построивший в 1655 г.
церковь и колокольню, был воспитан на традициях галицкой школы.
Два из трех квадратных срубов церкви (бабинец и алтарь) он увенчал
пирамидальными банями, а центральный - мощной баней на восьмерике.
Бани он поставил очень тесно, чем достиг большой монументальности и
величия. Арсенал средств, которые использовал здесь мастер, до
чрезвычайности просты - всего три вертикальных объема и всего три
ясных горизонтальных членения: широкое опасанье, карнизы срубов
и карнизы оснований кровель бань. Храм св. Николая возведен
уверенной и твердой рукой. В нем нет ничего лишнего, ничего, что
не было бы оправдано конструктивной или функциональной необходимостью.
Поставленный на мягком склоне горы, на фоне синеющих гор, он является
свидетелем давно ушедшей эпохи и памятником народному творческому гению.
Очевидно, коли Григорій Логвин
описував церкву в Гусному, вона ще не була забляхована і виглядала так, як на
цьому старому фото [Hewryk T. Masterpieces in wood. Houses of Worship in Ukraine.
1987, New York. р.63]
[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. - М. : Искусство, 1971 г., с. 13-15]:
В Гусном сохранился бойковский трехверхий деревянный храм, построенный в 1655 году. Это постройка галицкого типа, в ее композиции господствует монументальных форм центральный восьмиугольный верх. Поэтому на первый взгляд церковь кажется тяжеловатой. Только обойдя вокруг постройки и избрав удобную точку обозрения, начинаешь понимать, что эти своеобразные формы симметричны и красивы.
Церковь расположена на уступе высокой горы, и создается впечатление, что вся постройка как бы скользит вниз на пышном ковре верховинских трав. Трудно удержаться от желания подняться вверх по этому ковру на гору. С вершины ее открывается необозримая картина волнами вздымающихся горных хребтов. А там, где уже кончаются леса, растянулись вблизи плывущих облаков зеленые пространства полонин. Где-то глубоко внизу лежит долина с домами, людьми, реками, бегущими вдаль, на равнину. Но нам отсюда кажется, что весь этот мир не существует, он выдуман и живет только в наших представлениях. А вокруг простирается только безбрежное море горных склонов, зеленых пастбищ и пестрых лугов... Порывистый ветер доносит до нас влажное дыхание огромной черной тучи, что зацепилась за вершину южного хребта и спускает свои мокрые пряди вдоль склонов гор. Первые тяжелые капли заставляют нас поспешно спуститься вниз, к церкви.
...По широкому скату опасанья барабанит дождь, в горах весьма частый гость, ниже журчит по камням ручей, и его звуки как бы сливаются с нежным перезвоном колокольчиков коров и овец, пасущихся тут же, на склонах горы. Эти звуки заполняют все пространство и придают ему особую, неповторимую окраску.
[ПГА, т.2, с.175-176]:
Датируется по надписи на срубе. Деревянная, построена из еловых брусьев, покрыта гонтом. Трехсрубная, трехверхая. В плане все срубы близки к квадрату. Принадлежит к бойковскому типу с доминирующим центральным верхом и равновысокими верхами над притвором и восточной частью. Четверик центрального сруба в уровне верха стен над поддашием переходит в восьмерик, перекрытый восьмигранной шатровой крышей. Глухой восьмигранный фонарь покрыт шатровым завершением. Срубы восточной части и притвора перекрыты шатровыми четырехгранными верхами с одним заломом. Над бабинцем устроены эмпоры, над ними - каркасный ярус колокольни. Сооружение по периметру опоясывает поддашие на выпусках венцов сруба. Сохранилась деревянная резьба середины XVIІІ в. Памятник реставрирован в 1971-1972 гг. В композиции сооружения чувствуется характерное для бойковской архитектурной школы равновесие масс. Памятник является классическим примером этого типа сооружений на Закарпатье.
© 2008, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
|