[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. - М. : Искусство, 1971 г., с. 17-18]:
Село Сухой. Предтеченская церковь. 1769 г. Рисунок В. Сичинского
От Гусного возвращаемся на шоссе и через несколько километров, в селе Волосянка, сворачиваем влево на горную дорогу, которая ведет в село Сухой. Кажется, горы со всех сторон надвигаются на вас, вы вступаете в долину, которая манит раскрывающимся впереди простором, но горы тут же смыкаются за вами. Пройдя три километра по этому природному коридору, мы попадаем в село Сухой. Здесь находится деревянная Предтеченская церковь, построенная в 1769 году. Расположенная немного поодаль от хат, она почти невидима из-за густых крон могучих деревьев, которые ее окружают.
Этот храм волнует особым уютом, редкостной непритязательностью. По своим пропорциям он отличается от церковных построек в Ужке и Гусном. В Предтеченской церкви в Сухом башня над бабинцем выше центрального верха. Она была превращена в колокольню, но пропорций, присущих бойковскому храму, существенно не нарушает. Два декоративных карниза на четверике повторяют рисунок силуэта остальных трехъярусных верхов и тем самым скрадывают формы, чуждые бойковскому зодчеству.
В интерьере церкви в Сухом привлекают внимание своим наивным реализмом, искренностью художественного выражения, своей бесхитростной повествовательной формой иконы "Распятие" 1678 года Ивана Вышенского и "Жертвоприношение Авраама" 1679 года Ивана Щирецкого. Они относятся к народному направлению украинской иконописи, которое возникло в период национального подъема XVI-XVII веков, когда каждый иконописец, даже в самом дальнем захолустье, стремился наполнить свои произведения гражданским пафосом. Иконы этого направления теряют чисто церковный характер, обнаруживая интерес и внимание к человеку. Щирецкий вводит в композицию иконы близкий ему карпатский пейзаж, Авраам же в его произведении изображен не в обычном библейском одеянии, а в узорчатом украинском кафтане того времени и шароварах, заправленных в сапоги. Вся трогательная простота выражения чувств и в то же время наивная значительность каждого образа говорят о глубоко народном характере этой живописи.
[ПГА, т.2, с.175]:
Построена теми же мастерами, которые строили церковь в с. Вышке. В 1769 г. шатровый верх над бабинцем заменен более высоким каркасным. Деревянная, трехверхая, трехсрубная. Возведена из еловых брусьев. Срубы значительно наклонены внутрь. Шатровые завершения, поддашия и стены над опасанием покрыты гонтом. Полы выложены из плит песчаника. Все три объема церкви перекрыты шатровыми верхами с тремя заломами. На плоском перекрытии бабинца устроено дополнительное помещение. Сохранились произведения станковой темперной живописи XVI-XVIII вв. Памятник относится к бойковской архитектурной школе народного зодчества.
Ілюстрація з фотоальбому [Д.И.Гоберман. Памятники деревянного зодчества Закарпатья.
Ленинград, Аврора, 1970. илл.4]
Повздовжній розріз. Ілюстрації з книжки [Макушенко П.И. Народная деревянная архитектура Закарпатья
(XVIII - нач. ХХ в.). М., Стройиздат, 1976].
© 2008, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
| |