Церква (1745 р.) і дзвіниця (1927 р.) Фото Олени Крушинської, липень 2008 р.
|
Надія Пономаренко. Ужоцька церква
|
[Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. М.: Искусство, 1973. с. 62-64]:
Из Турки дорога поднимается вверх и на высоте почти 900 м проходит через Ужоцкий перевал.
Хотя горы эти невысоки, но именно здесь проходит водораздел бассейнов рек Дуная, Днестра и
Вислы. Высокие горы начинаются за перевалом, где отдельные вершины достигают 1155 м над
уровнем моря. Между их крутыми склонами затиснуты неширокие ущелья, по дну которых мчат
быстрые горные реки. В колорите пейзажа преобладают синие тона различных оттенков - от густых
синих на ближних до темно-голубых, прозрачных, как акварель, в горах дальнего плана.
Первым памятником деревянного зодчества бойковской школы, который встретится на
этой дороге за перевалом, будет храм архангела Михаила в селе Ужок 1745 г.,
поставленный на откосе высокого холма (илл. 29, 30, 31). Своими лаконичными
формами он великолепно вписывается в горный ландшафт. Три квадратных в плане
сруба предопределили композицию его объемов, где доминирующее место принадлежит
среднему, верх которого имеет два квадратных в плане залома и шатровое завершение.
Верх над алтарем сделан более низким и с одним заломом. Над бабинцем устроена
небольшая колокольня, которая по высоте намного превышает алтарный верх, но
ниже центрального, что лишает массы храма неподвижности и вносит в его общую
композицию элемент динамики и живописности.
Из низкого, темного бабинца, через арку-вырез можно увидеть расположенный в главном
помещении резной позолоченный иконостас. Так как верхние части бани нефа погружены
во мрак и зенит ее почти не улавливается, усиливается ощущение высоты этого помещения,
хотя в абсолютных размерах оно весьма скромно. Живопись и резьба иконостаса носят печать
большого своеобразия и декоративности. Особенно запоминаются царские врата, на полотнищах
которых мастер расположил два симметричных изгибающихся стебля, в верхних завитках которого
в медальонах он написал "Благовещение", а в нижних - четырех евангелистов.
[Поп И.И., Поп Д.И. В горах и долинах Закарпатья. - М. : Искусство, 1971 г., с. 12-13]:
Недалеко от перевала, там, где берет свое начало речка Уж, растянулось вдоль шоссе старинное бойковское село Ужок. Оно первым встречает нас на Закарпатье. Не доезжая массивной арки железнодорожного виадука, которая возвышается над селом, соединяя склоны узкой долины, мы увидим на живописном уступе горы прекрасную постройку - деревянную Михайловскую церковь, возведенную в 1745 году мастером Павлом из Бутли, соседнего села на галицкой стороне Ужокского перевала.
Внешне Михайловская церковь села Ужок проста и неприхотлива. Храм лишен каких бы то ни было резко бросающихся в глаза наружных украшений, затейливых подробностей - он строен и изящен. Силуэт Михайловского храма чрезвычайно живописен, выразительного рисунка, с явным преобладанием гориаонтального членения верхов. Широкий скат опасанья, охватывая все здание, придает ему компактный вид и вместе с тем создает органический переход от окружающей среды к основным массам храма, которые вырастают над галереей.
В интерьере Михайловской церкви мастер использовал контраст света и тели. Попадая из темного бабинца (помещения для женщин) в торжественную, нарядную, освещенную центральную часть храма, вошедший воспринимает это пространство гораздо большим, чем оно есть в действительности. Этот эффект несомненно учитывали талантливые народные зодчие. Впечатление усиливает красивый резной иконостас, играющий позолотой в солнечных лучах, проникающих сюда через окна верха.
Церква на ілюстрації з ПГА (1970-ті рр.) і на фото 2008 р.
[ПГА, т.2, с.175]:
Построена мастерами П. Чернеивым и И. Циганиником. Деревянная из еловых брусьев. Покрыта гонтом. Угловые соединения выполнены в простой замок с двухсторонним вырезом с прямым потайным зубом. Трехсрубная, трехверхая. По образу и конструктивному решению памятник принадлежит к бойковской школе народной архитектуры, однако в отличие от нее западный верх превышает восточный. Квадратный в плане центральный сруб шире остальных прямоугольных срубов. Срубы центрального и восточного объемов перекрыты шатровыми верхами с заломами На плоском перекрытии бабинца устроены эмпоры. Над эмпорами поднимается невысокая каркасная колокольня с открытой аркадой голосников под шатровой крышей. Опирающееся на выпуски срубов поддашие переходит в крыши. К северо-западу от сооружения находится двухъярусная, квадратная в плане, деревянная колокольня. На выпусках венцов первого срубного яруса устроено опасание, второй каркасный ярус покрыт шатровой крышей.
© 2008-2009, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.
|
Церква в Ужку - туристичнo-маркове місце (ТМ №61)
|