Перейти на головну сторінку сайту
    на головну/home


     Дніпропетровська область

         Новомосковський р-н

Новомосковськ

     Запорізька область Запоріжжя (Хортиця)

     Кіровоградська область

         Знам'янський р-н

Юхимове

         Новоархангельський р-н

Ятрань

         Олександрівський р-н

Бірки
Іванівка

     Луганська область Ровеньки

     Одеська область

         Балтський р-н

Обжиле

     Сумська область

         Конотопський р-н

Конотоп

         Лебединський р-н

Боброве
Лебедин

         Охтирський р-н

Бакирівка

         Роменський р-н

Плавинище
Пустовійтівка
Ріпки

         Шосткинський р-н

Пирогівка

     Херсонська область

         Бериславський р-н

Берислав

Ровеньки (Нагольно-Тарасівка)


м. Ровеньки (Нагольно-Тарасівка), Луганська область. Показати на мапі

         Успенська церква

З літа 2014 року місто Ровеньки знаходиться в зоні АТО.

Фото з http://rebrik.livejournal.com

Всі фото на цій сторінці - з блогу протоієрея Олександра


Наступний текст подається за блогом протоієрея Олександра:

6 сентября исполняется 210 лет Свято-Успенскому храму в посёлке Нагольно-Тарасовке. Деревянная церковь не только выстояла практически в первозданном виде более двух веков, но и сегодня в ней молятся потомки тех, кто принёс веру православную на землю ровенецкую…
К моменту создания Ровеньковского благочиния Донской епархии, а случилось это в 1869 году, как раз в разгар земельной реформы императора Александра II, невдалеке от слободы Ровенецкой уже почти сто лет действовала Нагольницкая Успенская церковь. Начало Нагольно-Луковкиной слободы датируется 1775 годом и основал её военный, в чине бригадирском (это что-то между полковником и генералом) Амвросий Гаврилович Луковкин. Во времена те, самих Ровенёк ещё не было, если конечно брать исторические сведения, а не современные изыски местных «историков», определивших нашему городу чужую, ничем и никем не подтвержденную дату в триста лет и три года (обычно в таких случаях всё просто: официальная дата — основание/первое упоминание основного населённого пункта, альтернативные даты — даты основания самых старых поселений, территориально вошедших в данное поселение, — admin).
Основание любого поселения, даже самого незначительного и маленького, во времена столь от нас давние, обязательно требовало не только разрешения административного начальства, но и благословения епархиального, к территории которого оно относилось. Любое же благословение архиерейское сопровождалось чётким и обязательным требованием — с первым жильём должна быть построена и церковь. Обычно сразу возводилась часовня, которая затем становилось уже полноценным храмом. Так было и здесь, на берегу в те времена довольно полноводной и быстрой речки Нагольной.
Амвросий Гаврилович построил часовню в честь праздника Успения пресвятой Богородицы, куда приезжал исполнять требы священник без места Усть-Белокалитвенской станицы Емельян Иванов.
Сын бригадира Луковкина — Гавриил Амвросиевич, также пошедший по армейской стезе, но превзошедший отца по чину (он дослужился до генерал-майора), заложил в слободе Нагольной Свято-Успенский однопрестольный, деревянный храм, который и был освящён 9 сентября 1778 года.
В этой давней истории есть только одна непонятная неразрешенность. Сегодня село отмечено географическим названием Нагольно-Тарасовка и храм, естественно Нагольно-Тарасовским величают. Но ведь Нагольная она и есть Нагольная, по имени реки названная. Изначально имя ей было Нагнольно-Луковкина, по фамилии основателя Луковкина, но оно не прижилось. Откуда взялась приставка — Тарасовка, не ведомо. Местный историк-краевед , на мой вопрос, открыть тайну приставки «Тарасовка» ответил, что, наверное, был в Нагольной такой Тарас о котором до сих пор забыть не могут, но кто он такой никто не помнит (“Тарасовка” — не приставка; смеётесь, а ведь раз Тарасовка, то это с каким-то Тарасом связано :), — admin). Поэтому на день нынешний это самое тёмное «белое пятно» в истории храма и села.

Фото з http://rebrik.livejournal.com


Первым штатным священником новопостроенной церкви слободы Нагольной стал, в возрасте Христа (33 года) рукоположенный, Иван Павлович Пащинский, который до 25 декабря 1786 года шесть лет исполнял обязанности дьячка в Варваринской церкви Грушевской станицы. 5 января 1787 года отец Иоанн рукополагается в священники. Кстати, небольшой срок между диаконством и священством в столь давнее от нас время были столь же обычным явлением, как и в дни нынешние.
Родом первый священник Успенской церкви из г. Броды, который ныне находится в Львовской области, а в те времена это была область Польская. Естественно вышел он из духовного сословия, что соответствовало законам того времени. Отец его настоятельствовал в Никольской церкви этого малорусского городка (если слово “украинский” не нравится, то “малорусский”/”малороссийский” и т.п. тут увы не катит — Польша в российскую Малороссию не входила, — admin). Почему и по какому праву 10-летнего мальчишку старшина Амвросий Луковкин вывез на Дон нынче можно лишь догадываться, но не надо забывать, что середина XVIII века — это время правления Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, когда сословно-семейный принцип основанный в нижних слоях общества на крепостном праве, был во главе угла. Возможно Амвросий Луковкин уже в то время предполагал будущее основание своего имения и заботился о священнике, который мог появится только из поповской среды (а может всё намного проще :), — admin).
Женат был первый нагольнинский батюшка на дочери казака Григория Антоновича Кочетковского — Наталии. И после своего представления пред Господом (3 декабря 1821 года), его место занял родной сын — Гавриил Иванович, которого ещё при жизни отца, в июне 1814 года, рукоположили во священники.

Фото з http://rebrik.livejournal.com


В Государственном архиве Ростовской области за 1829 год хранится очень интересный документ — «Ведомость о церкви Успенской, войска Донского Новочеркасской епархии, ведомства Миусского сыскного начальства, слободы Нагольно-Луковкиной», из которой узнаём, что Успенская церковь здание деревянное; престолов в ней один, во имя успения Пресвятой Богордицы; утвари достаточно; притча, положенного по штату с 1788 года: священник — один, диакон — один, дьячок — один, пономарь — один; земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной отмежеванной нет, а пользуются церковнослужители на общих правах с прихожанами и при том в достаточном количестве; дома церковнослужителей собственные, на владельческой земле; жалование на содержание священно церковнослужители никакого не получают, а имеют содержание от обработки земли и отправления мирских треб прибылью посредственно; опись церковного имущества имеется, сделанная 1819-го года июня 3 дня и скрепленная присутствующим протоиереем Иоанникием Долотиным, утверждена печатью Черкасского духовного управления; приходно-расходные книги о суммах, выданных за шнуром и печатью Черкасского духовного правления в 1828 году, января 23 дня, и скрепленные присутствующим протоиереем Яковом Меркуловым; копии с метрических книг с 1789 года сохраняются в целостности.
О притче означенной церкви:
Священник Гаврила Иванович Пащинский, священнический сан. В школах не обучался. Возведен 1812 года, июня 29 дня, Преосвященнейшим Антонием Епископом Воронежским и Черкаским в диаконы сл. нагольно-Луковкиной к Успенской церкви, а 1829 года, июля 4 дня, тем же Преосвященством возведен к той же церкви на данное место во священника, грамоту имеет. В семье у него: жена — Фекла Ивановна; дети: сыновья — Митрофан Пащинский — обучается в Черкасском уездном училище и Александр Пащинский — обучается там же. Дочери — Калерия, Ксения, Филицитата.
Диакон: Мефодий Иванович Пащинский. Священнический сын, в школах не обучался, 1821 года, июля 31 дня возведен Преосвященным Епифанием, Епископом Воронежским и Черкасским к Успенской церкви сл. Нагольной во диакона, грамоту имеет. Семья у него: Жена — Ефросинья Васильевна. Дети: Стефан Пащинский — обучается в Черкасском духовном приходском училище в 1 классе. Дочери — Наталия, Андриан, Иван, Константин, Елизавета.
Дьячок: Феопемт Гаврилович Пащинский. Священнический сан, обучался в Новочеркасском духовном уездном училище. Уволен с высшего отделения в 1826 году января 23 дня, двуженец. В семье у него: жена Маргарита Петровна.
Пономарь: Илларион Иванович Пащинский, священнический сан, в школах не обучался, назначенный Воронежской Консисторией 1825 году марта 17 дня из черкасского духовного правления, вдовец. В семье у него: сын Ефрем Пащинский, обучается в Черкасском духовном училище на высшем отделении.
Просвирня: вдова Акилина Ивановна Бутенко, малороссийская жена. Назначена в 1826 году.
Заштатные и сиротствующие: бывший вышеозначенной церкви умершего священника Иоанна Пащинского вдова Наталия Георгиевна, живет на иждивении сына ее, вышеописанного диакона Мефодия Пащинского.
Как видим сословно-семейный принцип соблюдается неукоснительно. Надобно заметить, что Черкасское духовное училище никак не относится к нынешним украинским Черкассам, а располагалось в станице Черкасская, которую со временем переименовали в Старочеркасскую из-за построенной напротив её Екатериной II, на высокой горе, новочеркасской таможни (построили город на горе, казакам на гОре).
С 1877 года в слободе Нагольной существует приходское сельское училище (школа), в которой преподают, кроме Закона Божия грамматику и арифметику. Школа была одноклассной с законоучителем священником Иоанном Поповым, учителем Фёдором Алексеевичем Щербаковым. Нагольническому Свято-Успенскому приходу к этому времени подчиняются следующие поселки (так на Дону называли хутора):
— Должиково-Харитоновский (нынешняя станция Должанская г. Свердловска) основан при р. Должик .
— Карпово-Крепинский (ныне село Карпово-Крепинка Свердловского р-на)
— Калиновский и Карпово-Александровский (ныне входящие в черту с. Карпово-Крепинка).
К этому времени и приняло духовное начальство Донской епархии, а возглавлял её тогда архиепископ Платон (Городецкий), решение организовать в уже густозаселенном регионе Ровеньковское благочиние.
Образование нового благочиния было необходимо не только по причине умножившихся прихожан, а тогда практически всё население считалось «прихожанами», за исключением небольшого количества иноверцев, но и в связи с промышленным развитием слободы Ровенецкой. Этому способствовали не только открывающиеся одна за другой угольные шахты, но и железнодорожная ветка соединившая донскую Гундоровку и узловую Лихую с донецкими горными предприятиями.
Благочинного, протоиерея Василия Кошелева (казака по происхождению) прислали из Новочеркасска, а вот духовничество над приходами поручили настоятелю старейшего прихода из Нагольно-Тарасовки протоиерею Мефодию Пащинскому. Ведь в православии испокон века повелось, что в духовники определялись священники опытные, солидные, не обделенные разумом и знаниями, умеющие и судить, и рядить, и подсказать, и на путь истинный наставить.
В благочиние вошло 8 крестьянских слобод: Астаховская, Бобриковская, Дарьевская, Картушанская, Нагольнецкая, Петровско-Кондрючевская, Ребриковская, Ровенецкая. Через 106 лет в 1884 году в церкви произвели ремонтно-реставрационные работы и в таком виде она и просуществовала до своего закрытия в начале 60-х годов XX столетия.
В 1891 году в слободе Нагольно-Тарассовка проживало 3992 жителя. Количество земли равнялось 3038 десятинам. Статистические ведомости по Таганрогскому округу Донской области за 1917 год говорят, что Нагольной в это время было 8 лиц духовного сословия. Такой большой приход никак не мог обойтись без архипастырского окормления и архиерейского служения. В начале XX века и приезжал на престольный день в Нагольно-Тарасовку правящий архиепископ Афанасий (Пархомович). Это был последний визит архипастыря перед началом событий изменивших не только границы, но и мировоззрение, как старых, так и новых поколений. Осталась лишь одна данность — переживший века, войны и запустение Свято-Успенский храм.
После бурных революционных лет, по итогам сплошной подворной переписи Донецкой губернии в январе-феврале 1923 года, в слободе Нагольно-Тарасовке Ровенецкого района Шахтинского округа УССР проживало в 495 дворах 2557 человек. Население распоряжалось 2 470 десятинами пахотной земли, 186 колодцами, З ветряными мельницами, 13 кузнями, 15 бондарнями, 1 сапожной мастерской. В слободе функционировали две школы.
По-прежнему действовала Свято-Успенская церковь. В 20-е годы её община находилась в юрисдикции собора епископов Украины. Эти года, как и нынешние, были сложные в отношении Церкви и государства. Усугублялись разногласия между безбожной властью и православными из-за церковных расколов, которыми богата история Украины. Не обошли они стороной и храм в Нагольной. Сторонники обновленцев, автокефалов и канонической Церкви, как всегда сражались в Киеве и промышленных центрах, страдали же из-за нестроений храмы и приходы в глубинке. 23 декабря 1929 года президиум Луганского окружного исполкома принял решение закрыть храм и переоборудовать под школу… Впоследствии в храме был устроен клуб.
В 1942 году церковь вновь открылась, чему способствовало то обстоятельство, что по воле Божией сюда во время военного лихолетья прибыл протоиерей Власий Додонов, рукоположенный в священники еще в 1901 году.
После освобождения от немецкой оккупации началась чехарда с настоятелями нагольчанского храма. Это была повсеместная практика советской власти: не давать возможности постоянного духовного окормления и создания сплоченного прихода. Священники перемещались с калейдоскопической быстротой, причём на старые, имеющие исторические традиции приходы, назначали обычно слабые в духовном и нравственном плане священники. Искусственно создавались приходские конфликты, которые не мог «разрулить» даже правящий архиерей. Так случилось в конце войны и в Нагольно-Тарасовке, когда во время недолгого отсутствия отца Власия Додонова Совет по делам религий самостоятельно (без архиерейского указа) направляет в храм священника Захария Пантелимона. Архиепископ Никон (Петин), человек прошедший тюрьмы, каторгу и фронт, вынужден был издать Указ протоиерею Власию Додонову, где говорилось: «…в случае если священник Захарий Пантелимон занял место священника на приходе, то поставьте в известность благочинного».
Судя по сохранившимся документом, отца Власия на нагольчанском приходе любили и это чрезвычайно беспокоило представителей власти. В июне 1945 года, в Свято-Успенский храм назначается новый священник Петр Калабин, затем до самого закрытия церкви настоятели меняются практически ежегодно. Три раза за 9 лет настоятельствовал в Нагольной отец Николай Беляев. Именно он и был последним «постоянным» настоятелем Успенского храма, вплоть до его закрытия. Начиная с 1959 года на приходе священник отсутствует. Службы совершаются нерегулярно, от случая к случаю, причем на каждое богослужение необходимо разрешение, как местной, так и областной власти. Начинается откровенная травля верующих, создаются комиссии требующие закрытия храма, в госучреждения поступают «требования колхозников» о «закрытии центра мракобесия».
Из сохранившихся документов видно, что официальной политике атеизма верующие Нагольно-Тарасовки сопротивлялись активно и долго. Вот одно из многочисленных писем, направленное Уполномоченному Совета по делам религий при Совете Министров СССР при Луганском облисполкоме от церковного Совета и общины верующих Успенской церкви с. Нагольно-Тарасовка, когда «из-за отсутствия священника» в церкви уже службы не было (орфография сохранена):
«Обращение.
Уважаемый товарищ уполномоченный!
Мы жители поселка Нагольно-Тарасовка обращаемся к вам с просьбой, наша церковь в этом году временно оставлена священником, она не подлежит не закрытию за какую то провину, или налоги (все оплачено), ни отбру под какое то государственное здание. Школа хочет забрать храм под пионерский клуб, выезжали из района и предложили к 1 сентября 1961 года.
Мы обращаемся к вам и просим вас, что бы вы нам разъяснили и помогли советом имеет ли право местная власть совместно с районом отобрать церковь под школу, и под пионерский клуб. Мы просим вас и обращаемся к вам, что б нам разъяснили и помогли советом имеет ли право местная власть совместно с районной отобрать церковь под школу, и под пионерский клуб. Большего здания разве нет для школы, то есть 5 зданий, где учатся ученики в две смены и имеется клуб, большой, половина его, огромная часть его недостроена, где можно сделать школу и пед.институт, а церковь под такую организацию она и не приспособлена к данным требованиям. В городе есть всякие развлечения и веселия всем возрастам людей. Для нас же отдых — церковь для пожилых и престарелых и то отбирает местная власть при вашей помощи в разрешении пользоваться нашим отдыхом в церкви.
Убедительно просим вас нашу просьбу удовлетворить.
Верующие православной церкви села Нагольно-Тарасовка
28 августа 1961 года».
Вот такое неказистое письмо. С ошибками и неправильным литературным слогом. Да и откуда бы взялась «правильность» официального прошения, если писали эти письма только те, кого власть уже не могла заставить думать иначе? Более того, это было как раз время хрущевского гонения на церковь, когда сам руководитель государства обещал в ближайшее время «показать по телевизору последнего попа». Власть предержащие были абсолютно уверены, что стоит уйти в мир иной престарелым гражданам СССР и подобных писем уже не будет, как и не нужны будут храмы.
В те годы, Нагольно-Тарасовская церковь входила в Донецко-Ворошиловградскую епархию, центр которой находился в Луганске (Ворошиловграде). Дожившие до дня нынешнего священнослужители и прихожане рассказывают, что в начале 60-х годов прошлого века в епархии у кельи правящего архиерея ежедневно сидели ожидающие назначения священники и слышали лишь одно — «нет места». И в это же время у кабинета уполномоченного делегации из городов и сёл Луганщины получали ответ «нет свободных священников»
Ещё два года простояла «действующая церковь» села без священника и в 1963 году «по ходатайству трудящихся» религиозная община села Нагольно-Тарасовка была снята с регистрации, а храм окончательно закрыт.
И тут все же стоит сказать, что самой старшему церковному зданию несказанно повезло. Хранил Господь храм Свой в честь Успения Его Матери названный. Помещение храма передали школе под спортивный зал и хотя иные возгласы раздавались под церковными сводами, а на стенах вместо икон висели лозунги, грамоты и вымпелы для сельчан, да и для учителей церковь спортивным очагом так и не стала. Вековую намоленность спортивными результатами не преодолеешь, а для самих сельчан храм так и не стал ни клубом, ни спортзалом. Для всех нагольчан он как был, так и остался «церквой».
Новая история Свято-Успенского прихода началась с 7 сессии поселкового совета народных депутатов, которые 30 марта 1992 года приняли решение — вернуть здание церкви верующим поселка Нагольно-Тарасовка… Но это уже новая история и о ней обязательно расскажут наши потомки. Те, которых ныне крестит в Свято-Успенской храме нынешний настоятель — протоиерей Михаил Галушко.



© 2009-2014, Olena Krushynska (derevkhramy@ukr.net)
Всі права застережені відповідно до чинного законодавства України.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише за узгодженням з автором.






[an error occurred while processing this directive]